PGNiG вернула Газпрому 90 млн долл. США в рамках взаиморасчетов по переплате за газ | OilGasServiceNavigator

PGNiG вернула Газпрому 90 млн долл. США в рамках взаиморасчетов по переплате за газ

Выплата Газпрома по решению Стокгольмского арбитража включала переплату, которую PGNiG честно вернула.

PGNiG в рамках взаиморасчетов вернула Газпрому переплату в размере 90 млн долл. США.

Возврат средств был произведен PGNiG в связи с тем, что Газпром выплатил слишком большую сумму по решению Стокгольмского арбитража, которая не учитывала недоплаты со стороны польской компании.

Речь идет о компенсации, которую Газпром должен выплатить PGNiG в качестве компенсации переплаты за газ, поставленный по МГП Ямал - Европа в период с 2014 г. по февраль 2020 г.,

Расчеты от PGNiG:

  • 1 июля 2020 г. PGNiG получила от Газпрома 1,606 млрд долл. США по решению Стокгольмского арбитража,
  • в переведенной сумме была переплата, поскольку в некоторые месяцы ситуация была менее выгодна для российских партнеров, а PGNiG за газ не доплачивала,
  • 2 июля 2020 г. PGNiG вернула Газпрому 90 млн долл США,
  • на счету компании осталось около 1,5 млрд долл. США, возвращения которых добивалась польская сторона.


Напомним, что 30 марта 2020 г. Стокгольмский арбитраж вынес окончательное решение по длительному спору между PGNiG и Газпромом вокруг цены на газ по долгосрочному контракту на поставку газа в Польшу по МГП Ямал - Европа (т.н. Ямальский контракт).

PGNiG тогда радостно сообщила, что суд признал ее аргументы и изменил метод определения цены поставок газа в Ямальском контракте, напрямую связав формулу цены с котировками газа на рынках Западной Европы.

Новая формула цены вступила в силу с 1 ноября 2014 г., т.е. с момента, когда PGNiG запросила изменение метода определения цены.

На этом основании PGNiG заявила, что Газпром обязан вернуть компании около 1,5 млрд долл США (6,2 млрд злотых) как разницу между ценой, рассчитанной по новой формуле, и суммой, фактически уплаченной PGNiG с 1 ноября 2014 г. по 29 февраля 2020 г.


Газпром в ответ заявил, что изучит решение суда, не исключив возможности обжалования, но платить не стал.

Со своей стороны PGNiG обвинила Газпром в неисполнении решения арбитража, поскольку российская компания продолжает выставлять счета на основании устаревшей формулы цены.

Вроде как начал назревать новый спор по «украинскому сценарию», но ситуацию удалось решить в адекватном ключе.

В начале июня 2020 г. компании подписали приложение к Ямальскому контракту, в котором были отражены решения Стокгольмского арбитража, а 1 июля 2020 г. Газпром экспорт перечислила PGNiG денежные средства по решению суда.

Одновременно компания заявила, что Газпром продолжает обжалование решения арбитража, а перечисление денежных средств не нанесет ущерб позиции компании в ходе обжалования.


Напомним, апелляцию в Апелляционный суд округа Свеа (Швеция) на окончательное решение Стокгольмского арбитража по спору с PGNiG Газпром и Газпром экспорт подали в конце мая 2020 г.

Ранее в 2018 г. компаниям удалось обжаловать промежуточное решение по этому разбирательству, поэтому удачный для Газпрома исход разбирательства не исключен.

А PGNiG Газпром считает более адекватным партнером (возврат переплаты - хорошее подтверждение), чем украинский Нафтогаз, выплата в адрес которого по решению Стокгольмского арбитража оттягивалась всеми возможными способами.

Вероятность возврата средств в случае успешной апелляции Газпрома была ничтожно малой и, если бы не урегулирование всех взаимных претензий при подписании нового транзитного контракта с Украиной, занимательный процесс охоты за активами Газпрома Нафтогаз с упоением продолжал бы.


Напомним, что Ямальский контракт, предусматривающий поставку в Польшу около 10,2 млрд м3/год газа по МГП Ямал - Европа, действует до 2022 г.

PGNiG в ноябре 2019 г. официально уведомила Газпром, что не планирует продлевать этот контракт после 2022 г.

К этому времени Польша рассчитывает полностью диверсифицировать источники поставок газа.

Потребности в газе (около 18 млрд м3/год) Польша планирует покрывать за счет:

  • газа собственной добычи на территории Польши,
  • газа с месторождений на шельфе Норвегии, для доставки которого строится МГП Baltic pipe,
  • сжиженного природного газа (СПГ), в первую очередь из США, от которых Польша сумела добиться существенной скидки.

Проблемы имеются по всем 3 направлениям (медленный рост собственной добычи, небольшие объемы добычи в Норвегии при высокой стоимости проектов, возможная нехватка регазификационных мощностей в Польши).

Но в целом ничего непреодолимого не просматривается.

Вопрос в том, насколько экономически более целесообразны для Польши будут поставки газа, альтернативные российским...


Автор: Е. Алифирова